ХВЗ. Советская история



Начало истории массового производства велосипедов в России было положено еще в 1915 году, когда из-за угрозы оккупации г. Риги войсками Кайзера, оттуда в Харьков было эвакуировано предприятие «А. Лейтнер и Ко», занимавшееся производством велосипедов «Россия».

По началу дела шли не шатко, не валко: практически до 1924 года заводом производились в небольших количествах лишь складные велосипеды для военных «самокатных» частей.

В ноябре 1923г. по решению Харьковского губисполкома и горсовета было создано объединение бывшего завода Лейтнера с бывшим заводом Блейхерта, на базе которого и был создан первый в СССР государственный велозавод – ХВЗ. Вскоре, «по просьбам трудящихся» велозаводу было присвоено Всеукраинского старосты (и шефа завода по совместительству) Г.И.Петровского.


И вот уже в 1924г. ХВЗ удается выпустить более 1000 велосипедов! Хоть конструктивно они и представляли из себя «вариации на тему» дореволюционного велосипеда «Россия», но, тем не менее, для не оправившейся еще от мировой и гражданских войн страны, это было достижение!

1926 год ознаменовался постановкой в производство новой модели велосипеда «Украина», выгодно отличавшейся от предыдущей модели применением вместо лейтнеровской втулки «Россия», более совершенной, технологичной и надежной в эксплуатации втулки «Торпедо» (применялась в дальнейшем на многих советских велосипедах, не только ХВЗ, но и других заводов практически до конца ХХ века).

И в последующие годы завод рос и развивался: открывались новые участки, создавались новые подразделения, наращивался выпуск велосипедов ( выпущено: в 1927/28 хозяйственном году – 11 тыс. велосипедов, 1928/29х.г. – 21 тыс, 1929/30х.г. – 37 тыс., 1931г. – 36 тыс., 1932г. – 50,8 тыс….) Расширялся и модельный ряд велосипедов завода ХВЗ: 1934г. – освоен выпуск подростковых велосипедов (3,5 тыс), 1935-36гг. – выпушены первые детские велосипеды на пневмошинах (1687 шт.), 1935г. – начато производство второй модели дорожного велосипеда «Украина» с удлиненной рамой.

Всего-же за 17 предвоенных лет ХВЗ дал стране 969, 5 тысят велосипедов!

22 июня 1941г.
Завод в кратчайшие сроки осваивает производство военной продукции: деталей минометов, пусковых узлов для «катюш», ручных огнеметов, саперных лопат… Мирная продукция – велосипеды – по-боку! Но ситуация на фронте стремительно меняется не в лучшую сторону: немецкие войска приближаются к Харькову и 16 сентября 1941г завод получает приказ о начале эвакуации… В вагоны и на платформы грузится оборудование, зап.части и материалы, в пассажирские – работники завода (теми, кто не был призван в ряды Красной армии): завод покидает Харьков. Его судьба забрасывает аж в Бухару! Только 14 декабря 1941г. харьковчане прибыли в конечную точку своего «путешествия», а уже в январе 1942г на территории бывшего хлопкоочистительного завода – начали выпуск продукции для фронта!!!

Бухарский период истории ХВЗ продолжался ах до 1944года, когда 14 октября был получен приказ о реэвакуации завода в освобожденный Харьков. Началось восстановление разрушенных за время войны и оккупации производственных мощностей ХВЗ и параллельно налаживался выпуск традиционной продукции завода – велосипедов.

В 1945г. заводом было выпущено 15 270 велосипедов довоенной конструкции.

Закончилась война, страна стала постепенно переходить «на мирные рельсы» люди стали вспоминать довоенные привычки и увлечения… От промышленности уже не требовалось столь огромного количества танков. Пушек и самолетов, зато возродился спрос на мирную продукцию, в том числе велосипеды.

Конец 40-х и начало 50-х годов для ХВЗ ознаменовался завершением процесса восстановления разрушенного в годы ВОВ производства, становлением и ростом предприятия. Росла численность работников завода, обновлялся модельный ряд: в 1948 году было начато производство женских дорожных велосипедов «Харьков» В-22 и детского Д-2

В 1949 – пущены в производство шоссейно туристическая модель «Харьков» В-31 и СПОРТИВНЫЕ модели «Харьков»: В-53 – шоссейный и В-62 – трековый. С этого момента начался процесс вытеснения с различных соревнований импортных и трофейных велосипедов и замена их на машины Харьковского производства.

ХВЗ  рос, развивался, набирал обороты, наращивал выпуск велосипедов (1948г. – 125,2 тыс. велосипедов) прочно отвоевав себе статус головного предприятия велоотрасли СССР.
У Вас может сложиться впечатление, что все велосипеды того времени были ХВЗ?! Отнюдь нет, параллельно велось изготовление велосипедов и другими велозаводами СССР, и в Москве, и в Горьком, и в Риге, и в Пензе и в Новосибирске… Да, и на них создавались интересные, качественные аппараты, ничуть не уступающие по своей конструкции и характеристикам велосипеды ХВЗ (стоит вспомнить, к примеру, отличный аппарат ЗиЧ-1 производства завода им. Чкалова в Новосибирске).


1951г. – разработка отличного дорожного велосипеда модели В-110 вначале (1951г.) выпускавшегося под названием «Харьков», а чуть позже – под общим названием данной модели «Прогресс» (разработка ХВЗ взята за основу для выпуска данной модели В-110 на других предприятиях: ЗиС, ГАЗ, ЖВЗ). Утверждение, что В-110 выпускался под названием «Украина» – В КОРНЕ НЕ ВЕРНО!!!

1957г. – начало выпуска разработанного под руководством главного конструктора ХВЗ В.М. Майборододы гоночного велосипеда высшего класса В-551 «Чемпион» – культового аппарата, производства ХВЗ. Велосипед полюбился не только спортсменам, но и …космонавтам!

1961г. – начало выпуска тяжелого дорожного велосипеда «Украина» В-120 – «второе пришествие» названия «Украина»!!!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Довоенная вело история СССР

Китай карбон с алиэкспресс. Стоит ли покупать велозапчасти в Китае?

Сергей Изосов мастерит удивительные ретровелосипеды... и получилась прелестная колхозная сноповязалка